image_pdfimage_print

Проект: «Апробация модели патриотического воспитания на основе создания медиацентров в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования» (2021-2024) на 2023/2024 учебный год 

  1. Руководитель проекта: Санкевич Мария Александровна, заместитель начальника центра научно-методического обеспечения воспитательной работы УО «Республиканский институт профессионального образования».
  2. Цель проекта: создание современного информационно-медийного ресурса по гражданскому и патриотическому воспитанию для повышения медиа культуры и грамотности личности учащихся с учетом идеологии белорусского государства.
  3. Задачи проекта:

* Создать условия для повышения медиакомпетентности участников воспитательного процесса.

* Продолжить разработку информационно-аналитических и методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию для пополнения электронного информационно-медийного ресурса.

* Провести цикл воспитательных мероприятий с использованием медийных технологий.

* Продолжить внедрение модели формирования у учащихся гражданско-патриотических и гуманистических ценностей средствами интерактивных технологий во внеучебную деятельность.

  1. Гипотеза: Государством определены приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны. Одной из главных целей образования, определенных в Кодексе Республики Беларусь об образовании и Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, является формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии. Задача педагогов – создать такие условия, которые позволили бы учащимся на практике проявить готовность сознательно и активно выполнять гражданские обязанности, способствовали бы воспитанию ответственности за судьбу страны, своих близких, свою собственную. Патриотическое воспитание является одной из приоритетных задач воспитательной работы государственного учреждения образования «Могилевский профессиональный электротехнический колледж».

Экспериментальный проект предполагает совершенствование методики воспитательной работы во внеучебной деятельности. Внеучебная деятельность учащихся должна иметь интерактивную направленность. Задача педагога заключается в том, чтобы ее придать всем формам и видам внеучебной деятельности. Это означает, что все субъекты образовательных отношений должны быть активными ее участниками.

Основными формами внеучебной деятельности с учащимися по формированию у них гражданско-патриотических и гуманистических ценностей, являются: виртуальные карты, квесты, компьютерные игры, видео – блоги, этно-экспедиции, виртуальные музеи.

В соответствии с алгоритмами разработки виртуальных карт, квестов, компьютерных игр, видео-блогов, этно-экспедиций, виртуальных музеев педагогами учреждения будут конкретизированы предлагаемые и разработаны новые интерактивные технологии с учетом возможностей образовательной среды учреждения образования, проверена их эффективность во внеучебной деятельности.

Информационно-медийный ресурс по гражданско-патриотическому воспитанию предполагает создание:

  1. Пресс-центров. Пресс-центр – это организованное сообщество, которое под руководством медиапедагога, имеющего соответствующие информационно-медийные компетенции, на основании партнерства и сотрудничества привлекаются к обсуждению и участию в решении проблем социального характера и отражению их в информационной среде с помощью современных информационно-коммуникационных, электронных, компьютерных, цифровых, мультимедиа и интернет-средств. Цель работы пресс-центра заключается в формировании социальной активности участников через творческое отношение к делу, деятельное отношение к жизни, осознание гуманистических идеалов и ценностей, через умение действовать в соответствии с этическими нормами, конструктивно преобразовывать действительность.
  2. Создание дискуссионных площадок. Под дискуссионными площадками понимаются разного рода пресс-, радио- и киноклубы, организация дискуссий, полемических встреч по актуальным темам, а также прочие формы открытого речевого и интеллектуального развития, позволяющие участникам высказывать свою позицию, грамотно формулировать мысли, слушать друг друга и отстаивать свою точку зрения. Организация дискуссионных площадок предусматривает применение различных форм мероприятий: тематические дискуссии, видеолектории, круглые столы, дебаты, деловые и творческие встречи, мастер-классы, интерактивы и проч.
  3. Организация многоуровневых конкурсов медиатворчества. Учитывая, что в настоящее время уже существует множество различных конкурсов медиатворчества, необходимо, используя имеющийся потенциал, организовать соревнование между учащимися так, чтобы они, участвуя в традиционных конкурсах, имели возможность представить свои работы в рамках проекта. Целью конкурсов медиатворчества является формирование и развитие у участников современных информационно-медийных компетенций, которые позволяют им реализовывать свои замыслы и успешно выстраивать позитивные коммуникации. Конкурсы могут быть различными по тематике, в зависимости от цели, поставленной организаторами, и по форматам итоговых медиапродуктов: письменные формы (газеты, журналы, отдельные спецвыпуски, рубрики, авторские колонки и т.п.), аудио, видео, фото, цифровые форматы (компьютерная графика, анимация, web-дизайн, видео- и фотомонтаж, теле- и радиорепортажи, документальные фильмы, социальные ролики, блоги и страницы в социальных сетях и т.д.).
  4. Организация сетевого взаимодействия участников проектной деятельности. Обязательным условием реализации информационно-медийной деятельности является использование форм сетевого взаимодействия всех участников и сторонников проекта: преподавателей, учащихся, родителей, представителей различных социальных групп. Актуальность сетевого взаимодействия сегодня заключается в том, что оно предоставляет цифровые технологии, позволяющие динамично развиваться любой организации или проекту. При сетевом взаимодействии происходит эффективное сотрудничество, обмен различными материалами и инновационными разработками, идет процесс работы над совместными проектами, программами.                                                                                                                                                                                   Экспериментальная работа предусматривает также оценку влияния информационно-медийного ресурса на формирование гражданско-патриотических и гуманистических ценностей учащихся.    Таким образом, основная идея проекта заключается в создании современного информационно – медийного ресурса по гражданскому и патриотическому воспитанию для повышения медиа культуры и грамотности личности учащихся с учетом идеологии белорусского государства.
  1. Критерии и показатели, по которым определялась эффективность экспериментальной деятельности:
Критерии Показатели
Уровень профессиональной компетентности участников творческой группы Доля педагогов, принявших участие в экспериментальной деятельности
Сформированность опыта деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию Компетентность участников воспитательного процесса в коммуникативной и интерактивной деятельностях
Готовность педагогов к разработке и использованию информационно-медийного ресурса в воспитательной работе Количество педагогов и качество разработанных в учреждении образования интерактивных технологий в воспитательной работе по гражданскому патриотическому воспитанию
Собеседование с участниками проекта и отбор в инициативную команду по информационно-медийной деятельности Количество собеседований с участниками команд по информационно-медийной деятельности
Готовность учащихся к овладению коммуникативными умениями и навыками Самореализация по средствам работы медиа-центра (виртуальные игры, музеи, карты, газеты); разработка и выпуск собственных медиапродуктов (фото- и видеоотчеты, презентации, ролики, социальные проекты)
Групповые и индивидуальные беседы по информационно-медийной деятельности с участниками проекта Количество групповых и индивидуальных бесед по информационно-медийной деятельности
Распределение ответственности среди участников проекта за направления информационно- медийной деятельности Наличие ответственных за направления информационно-медийной деятельности
Сформированность интереса к познавательной деятельности Понимание учащимися необходимости уважения культурного и исторического прошлого Беларуси, ее традиций
Мозговой штурм с участниками проекта по моделированию информационно- медийной деятельности Количество и качество конкретных идей и моделей информационно- медийной деятельности
Презентация деятельности проекта в СМИ Примерное количество и качество репортажей, статей, заметок и иных публикаций в СМИ и в Интернете; примерное количество проинформированных граждан о деятельности проекта
Сформированность гражданской и правовой компетентности Проявление уважения к законности; становление предпосылок готовности к самоуправлению своим поведением и деятельностью, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом; формирование психологической и интеллектуальной готовности к профессиональному и личностному самоопределению
Создание клубов и групп по интересам, тематических кружков (клуб ораторов, дискуссионный клуб, клуб юных журналистов, кружок актерского мастерства, кружок блогеров и т.п.) Количество, тематика и регулярность функционирования созданных в рамках информационно-медийной деятельности клубов и групп по интересам, тематических кружков, наличие планов их работы и развития, обратная связь о них; количество вовлеченных в деятельность созданных клубов и групп по интересам, тематических кружков сторонников проекта
Мероприятия, связанные с разными видами искусства и творчества как способами восприятия, познания и преобразования мира: декоративно-прикладное, живопись, графика, музыка, скульптура, архитектура, литература, театр, опера, эстрада, цирк, хореография, фотоискусство, радиоискусство, киноискусство, а также граффити, комикс, компьютерное, цифровое и медиаискусство и творчество Количество, тематика и качество реализованных мероприятий (конкурсы, олимпиады, акции, фестивали, флешмобы, квесты и др.), связанных с разными видами искусства и творчества, их информационно- медийное освещение, обратная связь о них
Посещение тематических музеев, выставок, участие в тематических экскурсиях, походах, туристических поездках, вечерах отдыха, квестах, играх и т.п. Количество и тематика посещенных музеев, выставок, организованных экскурсий, походов, туристических поездок, вечеров отдыха, квестов, игр и т.п. информационно-медийной направленности, обратная связь о них
Создание и распространение материальных и/или идеальных продуктов информационно-медийной деятельности Количество и качество созданных и распространенных материальных и/или идеальных продуктов информационно-медийной деятельности (пресс-релизы, репортажи, заметки, мультимедийный тематический контент и т.п.), обратная связь о них
Удовлетворенность субъектов воспитательного процесса внедрением информационно-медийного ресурса Процент участников воспитательного процесса, имеющих позитивное, негативное или нейтральное отношение

 Сроки проведения экспериментальной деятельности: 2021-2024 гг.

  1. Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная деятельность: учреждение образования «Могилевский государственный электротехнический колледж»
  2. Количество участников проекта: учащиеся 60 человек. 3 курс – группа № 16, специальность 4-02-0712-01 «Монтаж и эксплуатация электрооборудования», 4-02-0715-01 «Эксплуатация, ремонт и обслуживание автомобилей», квалификация 4-02-0712-01-01 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 3 разряда» 4-02-0712-01-07 «Электромонтажник по электрооборудованию, силовым и осветительным сетям 3 разряда» 4-02-0715-01-01 «Водитель автомобиля категории «С», 2 курс – группа № 14, специальность 4-02-0712-01 «Монтаж и эксплуатация электрооборудования», 4-02-0715-01 «Эксплуатация, ремонт и обслуживание автомобилей», квалификация 4-02-0712-01-01 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 3 разряда» 4-02-0712-01-07 «Электромонтажник по электрооборудованию, силовым и осветительным сетям 3 разряда» 4-02-0715-01-01 «Водитель автомобиля категории «С»., педагогические работники – 8.
  3. Основные результаты деятельности

Разработан календарный план экспериментальной деятельности на 2022/2023 учебный год.

Создана творческая группа по теме экспериментальной деятельности и определена персональная ответственность участников творческой группы, издан приказ об организации экспериментальной деятельности, созданы необходимые условия для коллективной творческой деятельности.

Сформирован банк научно-методической литературы. Анализ материально-технических, педагогических условий реализации проекта показал, что они соответствуют требованиям.

Разработан диагностический инструментарий по основным направлениям реализации проекта – диагностическая карта для педагогов «Мотивационная готовность педагога к экспериментальной деятельности» и анкета для учащихся «Сформированность гражданско-патриотических качеств учащихся». Данные анкетирования показали, что уровень сформированности гражданско-патриотических качеств у учащихся 2 курса по итогам осуществления первого года экспериментальной деятельности – выше среднего. Вместе с тем, данные анкетирования показали, что для повышения уровня сформированности гражданско-патриотических качеств учащихся, необходимо продолжение экспериментальной деятельности по теме проекта и дальнейшее наполнение медиацентра по апробации модели патриотического воспитания. Анкетирование педагогов показало их полную готовность к осуществлению экспериментальной деятельности в колледже.

На протяжении учебного года кураторами колледжа проводились воспитательные и информационные часы по тематике гражданско-патриотического воспитания учащихся. В течение 2022/2023 учебного года проведен цикл воспитательных мероприятий с учащимися с использованием медийных технологий по следующей тематике:

«Историческая память – дорога в будущее»;

«Имена героев в названиях улиц нашего города»;

«Социальные ценности белорусского народа»;

«Мир межконфессиональный, мир межнациональный»

«Об этом нельзя забывать…» (ко Дню памяти жертв Холокоста);

«Служу Отечеству»;

«Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства»

«Дзве мовы сталі блізкімі мне змалку»;

«Узники концлагерей»;

«Цена Победы».

Членами творческой группы за 2022/2023 учебный год разработаны следующие методические разработки и электронные образовательные ресурсы (далее ЭОР) по гражданско-патриотическому воспитанию:

  1. Учебно-исследовательский проект «Разработка и использование электронных образовательных ресурсов патриотической направленности в  образовательном процессе, как фактор способствующий формированию гражданско-патриотических компетенций учащихся колледжа». Актуальность проекта состоит в том, что гражданско-патриотическое воспитание в современных социокультурных условиях требует наряду с традиционными массовыми мероприятиями, встречами и беседами – использование новых форм, пробуждающих творческий поиск и дающих простор инициативе и самостоятельности учащихся. Таким образом, идеологическая и воспитательная работа учреждения образования невозможна без широкого использования современных технологий. С развитием современных информационных технологий, в образовательном процессе стали широко применятся электронные образовательные ресурсы, ведь именно к ним в настоящее время предпочитают обращаться современные подростки и педагоги. В сочетании с традиционными формами и методами – это повышает эффективность воспитательной работы в колледже.

2.ЭОР «Великая Отечественная война в лицах и памяти».

ЭОР создавался творческой группой совместно с учащимися колледжа. ЭОР представлен следующими интерактивными страницами:

учебно-исследовательский проект «Имена неизвестные»;

виртуальная экскурсия по музейной комнате УО «МГЭК»;

советские награды Второй мировой войны: ордена и медали;

вспоминаем историю ВОВ;

по местам Боевой Славы;

Значимостью воспитательной составляющей ЭОРа является то, что учащиеся во – первых являлись непосредственным разработчиками медийного продукта, а во — вторых провели самостоятельную исследовательскую работу по поиску имен неизвестных героев.

  1. ЭОР «Пламя мира». ЭОР разработан учащимися колледжа. В ЭОР представлена интерактивная экскурсия по городам следования огня II Олимпийских Игр.
  2. ЭОР «Они прославляют Беларусь». Цель создания ЭОРа – популяризация и систематизация сведений о спортивных достижениях спортсменов Республики Беларусь. В справочнике можно познакомиться с биографией спортсменов, их достижениями, наградами, фотоматериалами.
  3. Интерактивная викторина «Край бясконцых азер». В ходе викторины происходит знакомство с выдающимися белорусами – историческими деятелями, архитекторами, живописцами, учеными, музыкантами. Викторина рассматривается как важное средство повышения интереса учащихся к предмету, получения навыков работы в малых группах, а также как один из способов формирования чувства сопричастности к истории своей Родины. Активность учащихся при такой подаче материала проявляется ярко, носит длительный характер и «заставляет их быть активными». Викторина «Край бясконцых азер» может использоваться полностью, или фрагментно на уроках истории, факультативных и дополнительных занятиях, при проведении воспитательных и информационных часов.

6.ЭОР «Герои земли белорусской». Сегодня основным ресурсом нашей страны является молодежь. Стратегической целью гражданско-патриотического воспитания выступает воспитание личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Поэтому, как никогда важно приобщение учащейся молодежи к истории страны, ее героическому прошлому, и что немаловажно к достижениям Республики Беларусь на современном этапе.

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на протяжении ряда лет большое внимание уделяет уборочной кампании. С целью популяризации достижений хлеборобов Могилевской области – комбайнеров-тысячников, семейных и молодежных экипажей, водителей и механизаторов – нами было принято решение о создании учебно- исследовательского проекта «Герои земли белорусской». ЭОР представлен справочным, краеведческим материалом городов Могилевской области, а также авторскими интервью с представителями сельскохозяйственных предприятий каждого региона и рубрикой «Новости с полей». В 2022/2023 в работе над проектом было задействовано порядка 40 человек – это и автор проекта, руководители, а также учащиеся колледжа, которые посещали сельскохозяйственные предприятия области и лично пообщались с теми, кто был задействован в уборочной кампании, людьми, которые своим трудом и достижениями вносят посильный вклад в будущее страны. Информация представлена в виде четырех смысловых зон – краеведческий экскурс, знаковые достопримечательности района, интервью с работниками сельскохозяйственных предприятий области, рубрика «Новости с полей».

8.ЭОР «Юный эколог». Электронный образовательный ресурс посвящен истории и вопросам экологии Республики Беларусь. В ЭОР учащиеся колледжа могут познакомиться с уникальным природным достоянием Республики Беларусь, что будет также способствовать формированию гражданско-патриотических компетенций учащихся колледжа (приложение 6).

Систематизирован и обобщен материал по несению Вахты Памяти учащимися колледжа, а также информация и мероприятия по деятельности поискового отряда «ЭХО ВОЙНЫ». Весь материал представлен отдельной web-страницей в медийном ресурсе на сайте УО «МГЭК».

Таким образом, в рамках реализации экспериментального проекта второго года разработаны и размещены в медийном ресурсе интерактивные проекты по изучению родного края. Все разработанные электронные образовательные ресурсы использовались на протяжении учебного года при проведении воспитательных мероприятий, воспитательных и информационных часов.

В рамках реализации экспериментального проекта в 2022/2023 учебном году были также разработаны следующие методические материалы с использованием медийных технологий.

туристический маршрут с QR-кодами «Дорогами памяти»;

туристический маршрут с QR-кодами «Могилев в годы Великой Отечественной войны»;

виртуальная страница «Вахта Памяти»;

виртуальная страница «Поисковая группа «Эхо войны»

постер-мотиватор «НЕТ-ФЕЙК»;

серия постер-мотиваторов «Твоя Малая Родина»;

серия квестов «Маршруты моего края».

В рамках реализации экспериментального проекта также были разработаны и проведены:

онлайн-конференция «В памяти нашей негасимый огонь»;

онлайн-конференция «Пусть помнят живые – пусть знают потомки»;

QUIZIZ «Спасибо Солдатам Победы за, что не знаем войны».

Материалы мероприятий и методические приложения к ним также систематизированы для наполнения вкладки «Медиацентр». Информационно-методические материалы и отчет о проведенных мероприятиях также размещены в медийном ресурсе.

Таким образом, для реализации экспериментального проекта участниками творческой группы использовались следующие формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся:

разработка методических материалов с использованием медийных технологий и электронных образовательных ресурсов по гражданско-патриотическому воспитанию;

проведение информационных и воспитательных часов, воспитательных мероприятий, конференций с использованием медийных технологий;

проведение общеколледжных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию;

организация работы поискового отряда «ЭХО ВОЙНЫ». Почетный караул колледжа нес Вахту Памяти на пл. Славы. Почетный караул со своей задачей справился успешно, и несение Вахты Памяти было оценено на 10 баллов.

С целью трансляции положительного опыта колледжа по гражданско-патриотическому воспитанию, учащиеся и члены творческой группы активно участвовали в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию, семинарах, конференциях, слетах, областных и республиканских учебно-методических объединениях:

  1. По итогам областного этапа республиканской выставки-конкурса научно-методических материалов и педагогического опыта по гражданско-патриотическому воспитанию с детьми и молодежью средствами туристско-краеведческой, военно-патриотической и эколого-биологической деятельности «Будущее начинается сегодня» в номинации «Инновационный педагогический опыт» в эколого-биологическом направлении колледж награжден дипломом II степени, автор методист высшей квалификационной категории Кавцевич Мария Геннадьевна.
  2. 17.03.2023г. в рамках областной конференции ОО «БРСМ» состоялось награждение педагогических работников и учащихся колледжа. Грамотой за личный вклад в реализацию проектов и программ ОО «БРСМ» и содействие развитию молодежной политики награждён директор колледжа Буряко Виктор Викторович. Благодарность за личный вклад в реализацию проектов и программ ОО «БРСМ», активную гражданскую позицию объявлена учащемуся колледжа Калистратову Никите.
  3. Методист Кавцевич Мария Геннадьевна стала победителем в областном фестивале методических разработок педагогических работников по вопросам организации деятельности в рамках реализации областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе».
  4. В целях вовлечения детей и молодежи в деятельность по сохранению природных ресурсов и охране окружающей среды 14-15 декабря 2022 г. в г.Минск в рамках экомарафона прошел Молодежный форум. Участниками мероприятия выступали экологически активная молодежь, в том числе входящая в состав команд, реализующих мини-проекты но итогам интенсива-практикума «Социальное проектирование по теме изменения климата»: «Создание эко-проектов: поиск идей и способов их реализации» в рамках экомарафона; представители Министерства образования Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, ЮНИСЕФ в Беларуси; молодежные послы Целей устойчивого развития. Учащиеся колледжа Калистратов Никита и Коваленко Илья выступили на пленарном заседании форума и доказали целесообразность разработанного научно — исследовательского проекта CLEAN AIR.
  5. По итогам проведения областного этапа республиканского гражданско-патриотического проекта «Собери Беларусь в своем сердце» колледж награжден дипломом II степени в номинации «Играй и познавай» – учащийся Калистратов Никита, руководители – преподаватель Бегунов Валерий Герасимович и методист Кавцевич Мария Геннадьевна.
  6. 29-30 ноября в г. Минске состоялся республиканский форум поисковых объединений. Колледж представляли – преподаватель Денисова И.А и учащиеся группы 16 Калистратов Никита и Орловский Илья. Ребята выступили с докладом «Поисково-исследовательская деятельность отряда ЭХО ВОЙНЫ.
  7. В областном конкурсе компьютерных разработок патриотической направленности  ПАТРИОТ.BY. в рамках областной недели технического творчества «Юность. Интеллект. Будущее» за проект «Ганарымся нашым» в номинации «Впишем яркие страницы в биографию страны!» творческая группа удостоена Диплома III степени.
  8. Команда УО «МГЭК» завоевала III место в финальном этапе квиза по правовому просвещению «ЗНАЙ! СОБЛЮДАЙ! ПРИМЕНЯЙ!» в рамках городского проекта по правовому просвещению «ИНСТА-ШКОЛА #DOZAPRAVKA» совместно с прокуратурой г.Могилева.
  9. По итогам проведения областного этапа республиканского конкурса на «Лучший уголок правовых знаний» колледж награжден дипломом II степени – члены творческой группы методист Кавцевич Мария Геннадьевна и преподаватель Денисова Инна Александровна.
  10. Почетный караул и коллектив колледжа удостоен диплома III степени в городском смотре-конкурсе на лучшую организацию и несение Вахты памяти среди учреждения образования г.Могилева в 2021/2022 учебном году.

Членами творческой группы создана вкладка «Медиацентр» на официальном сайте колледжа. Вкладка «Медиацентр» содержит четыре подраздела:

  1. Диагностический инструментарий.
  2. Информационно-методическое обеспечение воспитательного процесса по гражданско-патриотическому воспитанию.
  3. Мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию.
  4. Результативность работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

В каждом подразделе представлены соответствующие материалы.

10. Выводы

По итогам осуществления экспериментальной деятельности в колледже за 2022/2023 учебный год подготовлен промежуточный отчет. Отрицательного результата нет. Необходимо продолжить работу по реализации проекта «Апробация модели патриотического воспитания на основе создания медиацентров в учреждениях среднего специального образования».

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по проекту «Апробация модели патриотического воспитания

на основе создания медиацентров в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования» (2021-2024)

на 2023/2024 учебный год

Могилев, 2023

Разработчики:

Степаненко Татьяна Николаевна, заместитель директора по УВР;

Кавцевич Мария Геннадьевна, методист учреждения образования «Могилевский государственный электротехнический колледж», высшая квалификационная категория.

Рассмотрен и утвержден на заседании педагогического совета учреждения образования «Могилевский государственный электротехнический колледж».

Протокол № 1 от 30 августа 2023 г.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

на 2023/2024 учебный год

 Описание структуры и содержания апробируемой учреждением образования «Могилевский государственный электротехнический колледж» экспериментальной модели в 2023/2024 учебном году.

Государством определены приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны. Одной из главных целей образования, определенных в Кодексе Республики Беларусь об образовании и Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, является формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии. Задача педагогов – создать такие условия, которые позволили бы учащимся на практике проявить готовность сознательно и активно выполнять гражданские обязанности, способствовали бы воспитанию ответственности за судьбу страны, своих близких, свою собственную. Патриотическое воспитание является одной из приоритетных задач воспитательной работы государственного учреждения образования «Могилевский государственный электротехнический колледж».

Экспериментальный проект предполагает совершенствование методики воспитательной работы во внеучебной деятельности. Внеучебная деятельность учащихся должна иметь интерактивную направленность. Задача педагога заключается в том, чтобы ее придать всем формам и видам внеучебной деятельности. Это означает, что все субъекты образовательных отношений должны быть активными ее участниками.

Основными формами внеучебной деятельности с учащимися по формированию у них гражданско-патриотических и гуманистических ценностей являются: виртуальные карты, квесты, компьютерные игры, электронные образовательные ресурсы, виртуальные музеи.

В соответствии с алгоритмами разработки медийных продуктов педагогами учреждения будут конкретизированы предлагаемые и разработаны новые интерактивные технологии с учетом возможностей образовательной среды учреждения образования, проверена их эффективность во внеучебной деятельности.

Информационно-медийный ресурс по гражданско-патриотическому воспитанию предполагает:

  1. Создание пресс-центров. Пресс-центр – это организованное сообщество, которое под руководством медиапедагога, имеющего соответствующие информационно-медийные компетенции, на основании партнерства и сотрудничества привлекаются к обсуждению и участию в решении проблем социального характера и отражению их в информационной среде с помощью современных информационно-коммуникационных, электронных, компьютерных, цифровых, мультимедиа и интернет-средств. Цель работы пресс-центра заключается в формировании социальной активности участников через творческое отношение к делу, деятельное отношение к жизни, осознание гуманистических идеалов и ценностей, через умение действовать в соответствии с этическими нормами, конструктивно преобразовывать действительность.
  2. Создание дискуссионных площадок. Под дискуссионными площадками понимаются разного рода пресс-, радио- и киноклубы, организация дискуссий, полемических встреч по актуальным темам, а также прочие формы открытого речевого и интеллектуального развития, позволяющие участникам высказывать свою позицию, грамотно формулировать мысли, слушать друг друга и отстаивать свою точку зрения. Организация дискуссионных площадок предусматривает применение различных форм мероприятий: тематические дискуссии, видеолектории, круглые столы, дебаты, деловые и творческие встречи, мастер-классы, интерактивы и пр.
  3. Организацию многоуровневых конкурсов медиатворчества. Учитывая, что в настоящее время уже существует множество различных конкурсов медиатворчества, необходимо, используя имеющийся потенциал, организовать соревнование между учащимися так, чтобы они, участвуя в традиционных конкурсах, имели возможность представить свои работы в рамках проекта. Целью конкурсов медиатворчества является формирование и развитие у участников современных информационно-медийных компетенций, которые позволяют им реализовывать свои замыслы и успешно выстраивать позитивные коммуникации. Конкурсы могут быть различными по тематике, в зависимости от цели, поставленной организаторами, и по форматам итоговых медиапродуктов: письменные формы (газеты, журналы, отдельные спецвыпуски, рубрики, авторские колонки и т.п.), аудио, видео, фото, цифровые форматы (компьютерная графика, анимация, web-дизайн, видео- и фотомонтаж, теле- и радиорепортажи, документальные фильмы, социальные ролики, блоги и страницы в социальных сетях и т.д.).
  4. Организацию сетевого взаимодействия участников проектной деятельности. Обязательным условием реализации информационно-медийной деятельности является использование форм сетевого взаимодействия всех участников и сторонников проекта: преподавателей, учащихся, родителей, представителей различных социальных групп. Актуальность сетевого взаимодействия сегодня заключается в том, что оно предоставляет цифровые технологии, позволяющие динамично развиваться любой организации или проекту. При сетевом взаимодействии происходит эффективное сотрудничество, обмен различными материалами и инновационными разработками, идет процесс работы над совместными проектами, программами.

Экспериментальная работа предусматривает также оценку влияния информационно-медийного ресурса на формирование гражданско-патриотических и гуманистических ценностей учащихся.

Таким образом, основная идея проекта заключается в создании современного информационно – медийного ресурса по гражданскому и патриотическому воспитанию для повышения медиа культуры и грамотности личности учащихся с учетом идеологии белорусского государства.

Задачи экспериментальной деятельности учреждения образования «Могилевский государственный электротехнический колледж» в 2023/2024 учебном году:

  1. Продолжить разработку информационно-аналитических и методических материалов по патриотическому воспитанию для пополнения электронного информационно – медийного ресурса.
  2. Провести цикл воспитательных мероприятий с использованием медийных технологий.
  3. Продолжить внедрение модели формирования у учащихся гражданско-патриотических и гуманистических ценностей средствами интерактивных технологий.
  4. Апробировать медийный ресурс в образовательном процессе, опубликовать и предоставить доступ к конечному продукту «Информационно-медийный ресурс по патриотическому воспитанию».

Содержание экспериментальной деятельности в 2023/2024 учебном году 

Наименование

этапа

Содержание работы

(мероприятия)

Сроки

проведения

Форма

представления результатов

1. Организационный 1. Разработка календарного плана экспериментальной деятельности (далее — ЭД) на 2023/2024 учебный год

2. Создание творческой группы по теме экспериментальной деятельности (ЭД)

3. Определение персональной ответственности участников творческой группы

4. Определение методики исследования

5. Создание условий для коллективной творческой деятельности по ЭД

Сентябрь 2023 г.

 

Календарный план реализации экспериментальной деятельности на 2023/2024 учебный год

Приказ о создании творческой группы

План работы творческой группы

2. Практический 1. Проведение обучающего семинара для творческой группы по созданию медийных (интерактивных) продуктов по патриотическому воспитанию

2. Анкетирование педагогов с целью изучения проблемы, отношения к экспериментальной деятельности: анкета «Мотивационная готовность педагога к экспериментальной деятельности»

3. Психолого-педагогическая диагностика учащихся с целью оценки эффективности процесса формирования гражданских компетенций: анкета «Сформированность гражданско – патриотических качеств учащихся»

4. Разработка интерактивных проектов по изучению родного края, информационно-аналитических и методических материалов, создание презентаций по патриотической тематике:

Интерактивная презентация «В единстве белорусского народа ‑ основа независимой страны»;

Интерактивное путешествие «По следам Конституции Республики Беларусь»;

Интерактивный справочник «Гучы, роднае слова»;

Интерактивная презентация «Социальные ценности белорусского народа»;

Серия постер-мотиваторов «Моя Малая Родина»;

Интерактивная игра «Местами подвига»;

Учебно-исследовательский проект «Увековечивание памяти жертв геноцида на территории Могилевской области»

5. Наполнение веб – страницы центра по патриотическому воспитанию разработанными медийными (информационными) продуктами:

Интерактивная презентация «В единстве белорусского народа ‑ основа независимой страны»;

Интерактивное путешествие «По следам Конституции Республики Беларусь»;

Интерактивный справочник «Гучы, роднае слова»;

Интерактивная презентация «Социальные ценности белорусского народа»;

Серия постер-мотиваторов «Моя Малая Родина»;

Интерактивная игра «Местами подвига»;

Учебно-исследовательский проект «Увековечивание памяти жертв геноцида на территории Могилевской области»

6. Апробация медийного ресурса – проведение цикла воспитательных мероприятий с учащимися через использование интерактивных технологий:

«Мы вместе — мы едины» (ко Дню народного Единства)»;

«Информационная и медийная культура молодежи»;

«ОТВЕТСТВЕННОЕ сегодня — СЧАСТЛИВОЕ завтра!»;

«Твои права от «А» до «Я» (ко Дню прав человека);

«Об этом нельзя забывать…» (ко Дню памяти жертв Холокоста);

«Беларуси достойные сыновья»;

«Твои права и обязанности»;

«Никто не создан для войны»

7 .Публикация и предоставление доступа к конечному продукту «Информационно-медийный ресурс по патриотическому воспитанию»

8. Участие в конкурсах патриотической направленности и конкурсах медиатворчества

9. Обобщение и распространение опыта работы по экспериментальной деятельности

 

10. Подготовка методических рекомендаций по использованию полученных результатов в образовательном процессе

Сентябрь 2023 г.

Сентябрь 2023 г.

Сентябрь 2023 г

Март 2024 г.

Сентябрь 2023 г.

Октябрь 2023 г.

Ноябрь 2023 г.

Декабрь 2023

Январь 2023 г.

Февраль 2023 г.

Март 2023 г.

Сентябрь 2023 – март 2024 г.

Сентябрь 2023 г.

Октябрь 2023 г.

Ноябрь 2023 г.

Декабрь 2023

Январь 2023 г.

Февраль 2023 г.

Март 2023 г.

Сентябрь 2023 г.

Октябрь 2023 г.

Ноябрь 2023 г.

Декабрь 2023 г.

Январь 2024 г.

Февраль 2024 г.

Март, 2024 г.

Апрель, 2024 г.

Март, 2024 г.

Сентябрь 2023–март 2024

Сентябрь 2023 – март 2024

Апрель, 2024 г.

Материалы семинара

 

 

 

Данные анкетирования

Диагностический инструментарий

 

 

Данные анкетирования

Диагностический инструментарий

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерактивные проекты, методические материалы, презентации по патриотической тематике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы «Информационно-медийного ресурса по патриотическому воспитанию»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно-медийный ресурс по патриотическому воспитанию»

 

 

Аналитическая справка

 

Публикации на сайте колледжа, региональных СМИ («Вестник Могилева»)

Методические рекомендации

3. Обобщающий 1. Сопоставление полученных результатов с поставленными целями, анализ и оценка результатов проекта

2. Психолого-педагогическая диагностика участников экспериментальной группы с целью анализа изменений личностных характеристик по итогам третьего года ЭД

3. Трансляция положительного педагогического опыта

4. Подготовка итогового отчета

Апрель 2024 г.

Аналитические материалы

 

 

Результаты диагностики

 

 

 

 

Участие в конференциях, конкурсах

 

Итоговый отчет по результатам экспериментальной деятельности