image_pdfimage_print

Наименование инновационного проекта:
Внедрение мультимодальных технологий обучения в образовательный процесс учреждений профессионально – технического и среднего специального образования»

Данные о руководителе (консультанте) проекта:
Г.И. Володько, методист информационно-аналитического центра профессионального образования

Цель исследования:
внедрение в образовательный процесс мультимодальных технологий.

Задачи инновационной деятельности:

  • обеспечить материально-техническую базу для апробации электронных образовательных ресурсов;
  • изучение литературы и опыта работы по использованию мультимодальных технологий в образовательном процессе;
  • разработка электронных образовательных ресурсов, включающих мультимодальные технологии;
  • апробировать электронные образовательные ресурсы в образовательном процессе;
  • повысить эффективность образовательного процесса через использование мультимодальных технологий;
  • повышение уровня информационной компетентности педагогов;
  • обобщить передовой педагогический опыт путем подготовки итогового отчета по теме проекта и методических рекомендаций по использованию электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Описание структуры и содержания внедряемой апробируемой инновационной модели:

В настоящее время в связи с быстрым развитием информационно-коммуникационных технологий меняются методы проведения электромонтажных работ на производстве. Они становятся более сложными и менее трудоемкими, многие операции заменяются на современные инструменты и оснастку. Таким образом, стоит необходимость в совершенствовании научно-методического сопровождения специальных дисциплин. Такие дисциплины как «Электрические машины» и «Специальная технология» отражают конкретные технические вопросы, связанные с работой технологического оборудования любого производства, поэтому возникла необходимость создания электронных образовательных ресурсов именно по этим дисциплинам. Таким образом, на основе комплексного анализа успеваемости и анкетирования учащихся, в течение 2019/2020 учебного года разработаны электронные образовательные ресурсы по предметам «Специальная технология» и «Электрические машины», которые были апробированы в образовательном процессе в 2020/2021 учебном году.

Сроки проведения инновационной деятельности:
2019/2021 учебный год.

Участники инновационной деятельности:
Буряко Виктор Викторович, директор, руководитель инновационного проекта;
Козырева Марина Николаевна, заместитель директора по УПР;
Веневцев Александр Алексеевич, преподаватель информатики высшей квалификационной категории;
Бегунов Валерий Герасимович, преподаватель специальных дисциплин первой квалификационной категории;
Кальянов Владимир Викторович, преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории;
Фильян Валентина Ивановна, мастер производственного обучения первой квалификационной категории;
Кавцевич Мария Геннадьевна, методист высшей квалификационной категории.
учебные группы № 8/1, 8/2, 16.

Основные результаты инновационной деятельности:
На организационном этапе в целях обеспечения условий для проведения инновационной деятельности:

  • разработан и утвержден календарный план инновационной деятельности на каждый учебный год в соответствии с Проектом инновационной деятельности;
  • создана творческая группа в соответствии с утвержденным календарным планом инновационной деятельности государственного учреждения образования «Могилевский профессиональный электротехнический колледж» на каждый учебный год осуществления инновационной деятельности. Определены учебные группы, участвующие в инновационной деятельности;
  • изучены теоретические исследования по теме проекта и методическая литература по теме исследования;
  • организовано обучение участников творческой группы – организован и проведен семинар «Использование информационных технологий при проектировании и разработке научно – методического обеспечения предмета (дисциплины)», преподаватель информатики Веневцев А.А. и методист Кавцевич М.Г. прошли обучающие курсы (практикум) по теме «Создание электронных учебников (курсов) с помощью программ iSpring Suite, Kotobee»;
  • разработан диагностический инструментарий – анкеты для учащихся;
  • созданы условия для коллективной творческой деятельности в ходе реализации проекта:
  • каждый участник творческой группы обеспечен нормативной, научной, методической литературой по теме проекта;
  • между участниками инновационной деятельности осуществлялось интерактивное взаимодействие через локальную сеть колледжа и интернет;
  • все участники группы имеют персональные компьютеры и оргтехнику, выход в интернет;
  • каждому участнику инновационной деятельности оказывалась методическая, педагогическая, информационная методистом колледжа;
  • на заседаниях методической комиссии рассматривались результаты инновационной деятельности, корректировались информационные, методические, учебные материалы для использования их в образовательном процессе колледжа.

Педагоги колледжа прошли повышение квалификации по актуальной для проекта тематике:

  • «Создание УМК с использованием информационных технологий»;
  • «Интерактивные методы обучения и воспитания»;
  • «Информационные технологии для обеспечения образовательного процесса»;
  • «Технология разработки электронных средств обучения».

Определены предметы специального цикла, по которым разработаны электронные образовательные ресурсы на основе комплексного анализа успеваемости и анкетирования учащихся колледжа (Электронные образовательные ресурсы по предметам «Специальная технология» и «Электрические машины»).

Проанализированы и протестированы программы для создания электронных образовательных ресурсов.

На прогностично – проектировочном этапе:

  • творческой группой определена структура разрабатываемых электронных образовательных ресурсов;
  • осуществлена подготовка текстовых, графических, аудио и видео материалов для ЭОР по учебной дисциплине «Электрические машины» и учебному предмету профкомпонента «Специальная технология». Электронные образовательные ресурсы помимо теоретического и наглядного материала содержит мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие его содержание.

Творческой группой в 2019/2020 учебном году разработаны электронные образовательные ресурсы «Электрические машины» и «Специальная технология». ЭОРы соответствует требованиям, предъявляемым к электронным образовательным ресурсам данного типа, имеют достаточно простую и удобную навигацию, охватывают обширный материал по дисциплине.

На практическом этапе осуществлена апробация электронных образовательных ресурсов. В течение 2020/2021 учебного года электронный образовательный ресурс «Электрические машины» был апробирован в учебной группе № 8/2, в учебной группе № 8/1 обучение осуществлялось традиционными методами. Электронный образовательный ресурс «Специальная технология» был апробирован в учебной группе № 16 на третьем курсе, в этой же группе в 2019/2020 учебном году преподавание осуществлялось традиционными методами. Анализ обученности учащихся групп №№ 16, 8/1, 8/2 показал следующие результаты – успеваемость в группе № 16 (апробация ЭОР «Специальная технология») повысилась на 1,0 балла, успеваемость в группе № 8/2 (апробация ЭОР «Электрические машины») повысилась на 1,2 балла. В группах, где проводилась апробация ЭОР, прослеживается рост успеваемости учащихся.

Перечень разработанных материалов, публикаций по теме проекта:

Электронный образовательный ресурс «Электрические машины»
Электронный образовательный ресурс «Специальная технология»
Опыт внедрения мультимодальных технологий в колледже представлен на международной научно-практической онлайн-конференции «Пути реализации концепции цифровой трансформации процессов в системе образования».

 

Рекомендации по внедрению результатов проектов в образовательный процесс:

Рассмотрим возможности применения ЭОР на каждом этапе урока по теме «Камеры КСО и КРУ» по учебному предмету профессионального компонента «Специальная технология».

Этапы занятия

Методические решения Задача преподавателя Применение ЭОР на этапах урока

Формы работы

1 2 3 4 5
1. Организационный этап 1.1. Приветствие учащихся, информирование об отсутствующих, заполнение журнала Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

Проверяет готовность учащихся к учебному занятию

Преподаватель освещает возможности использования ЭОР на уроке Групповая.

Индивидуальная

2. Этап воспроизведения и коррекции знаний 2.1. Фронтальный опрос.

2.2. Тестирование в программе MyTest.

2.3. Работа с сервисом Learningapss.org.

2.4. Просмотр видеоролика «Шины»

Организует фронтальный опрос.

Организует тестирование учащихся в программе MyTest на персональных компьютерах.

Организует работу с сервисом Learningapss.org по составлению структурных элементов шин

Работа учащихся в программе MyTest на персональных компьютерах.

Работа с сервисом Learningapss.org.

Просмотр видеоролика «Шины» раздела ЭОР «Из практики работы базовых предприятий»

Групповая.

Индивидуальная.

Фронтальная

3. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся 3.1. Фронтальная беседа с учащимися.

3.2. Создание проблемной ситуации из практики работы предприятия «СМУ — 6».

3.3. Формулировка обучающей цели и сообщение плана работы

Обеспечить мотивацию учащихся, принятие ими цели предстоящей деятельности.

Анализ проблемной ситуации с опорой на видеоматериал.

Раскрыть обучающую цель учебного занятия и создать у учащихся ориентированной основы деятельности на занятии

Просмотр видеоролика «Камеры КСО и КРУ» раздела ЭОР «Из практики работы базовых предприятий» Групповая
4. Изложение нового материала 4.1. Ознакомление учащихся с последовательностью работы по изучению нового материала.

4.2. Ознакомление учащихся с новым материалом

Обеспечить организацию деятельности учащихся по изучению нового материала Работа в малых группах по изучению материала теоретического раздела ЭОР «Специальная технология».

Изложение нового материала преподавателем с опорой на раздел ЭОР «Наглядный материал» – устройство камер КСО и КРУ.

Индивидуальная работа учащихся с разделом ЭОР «Видеопособие» (QR — code) – видео КРУ 6кВ и выключатель ВЭМ-6, Обзор КСО 315 6 – 10кВ (камера сборная одностороннего обслуживания)

Групповая.

Индивидуальная.

Фронтальная

5. Обобщение и систематизация изученного материала 5.1. Обобщение изученного материала по теме «Камеры КСО и КРУ» в форме тестирования Консультирует учащихся

 

Работа учащихся с разделом ЭОР «Тестовый контроль» Самостоятельная
6. Информирование о домашнем задании 6.1. Объяснение целей, содержания и способов выполнения домашнего задания Обеспечивает понимание учащимися выполнения домашнего задания Работа учащихся на опережение с разделом ЭОР «Наглядный материал» – Шихтовка магнитопровода Индивидуальная
7. Подведение итогов занятия и рефлексия 7.1. Беседа по подведению итогов занятия, оценивание результатов работы учащихся.

7.2. Рефлексия Самооценка обучающихся по результатам работы над викториной, выявление обобщенных профессиональных знаний, умений, развития личностных качеств

Формулировка выводов об эффективности проделанной работы.

Самооценка преподавателя о проведении занятия с применением ЭОР,  достижении поставленных целей обучения

 

Дополнительная информация по решению УО:

На электронный образовательный ресурс «Электрические машины» оформлено рацпредложение.

Электронный образовательный ресурс «Электрические машины» удостоен Диплома III степени на заключительном этапе Республиканского смотра инновационного и технического творчества учащихся и работников учреждений образования.

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по проекту «Внедрение мультимодальных технологий обучения в образовательный процесс учреждений профессионально-технического и среднего специального образования» (2019-2021)

Скачать в формате  .doc  (152 Кб.)