ВНИМАНИЕ!    Могилевский государственный электротехнический колледж проводит курсы по подготовке водителей категории «В». А также переподготовку с категории «В» на категорию «С». САМАЯ НИЗКАЯ ЦЕНА. Рассрочка платежа в 4 этапа. Процент сдачи в ГАИ с первого раза составляет 75%. Справки по телефонам: +37529-701-24-09 (МТС),  +375222-330830 

Тема Всемирного дня охраны труда в 2021 году: Предвидеть кризис и быть готовым к нему — инвестировать сейчас в адекватные системы охраны труда

image_pdfimage_print

Пандемия COVID-19 поставила правительства, работодателей, работников и все население в целом перед лицом беспрецедентных вызовов, порожденных этим вирусом и его многочисленными последствиями для сферы труда. Всемирный день охраны труда посвящен стратегиям укрепления национальных систем охраны и безопасности труда (ОБТ) в целях повышения их устойчивости перед лицом как нынешнего, так и будущих кризисов, учитывая уроки прошлого и опыт, накопленный в сфере труда.

Пандемия COVID-19 стала приобретать черты глобального кризиса с начала 2020 года, повсеместно оказывая глубокое влияние. Пандемия затронула практически все аспекты сферы труда, начиная с риска передачи вируса на производстве и заканчивая рисками, касающимися охраны и безопасности труда (ОБТ), которые возникли в результате мер противодействия распространению вируса. Так, переход на новые формы организации труда — например, повсеместное применение удаленного режима работы — принес работникам не только множество новых возможностей, но и потенциальные риски, связанные с ОБТ, в частности, риски психосоциального характера и риски насилия.

Всемирный день охраны труда 2021 посвящен оптимизации элементов системы ОБТ, как это предусмотрено Конвенций 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (№ 187). В докладе к Всемирному дню охраны труда рассматривается, как нынешний кризис высветил важность укреплять системы ОБТ, в том числе медицинские службы, одновременно на национальном уровне и на уровне предприятий.

МОТ использует Всемирный день охраны труда для того, чтобы привлечь внимание к этой теме и стимулировать диалог о значении создания адекватных систем ОБТ и инвестиций в них, привлекая для этого опыт противодействия и предотвращения распространения COVID-19 на производстве, накопленный в различных странах и регионах.

Проблемы, связанные с распространением COVID-19, не обошли и Республику Беларусь. Для минимизации последствий пандемии государством принимались меры по обеспечению занятости и уровня доходов работников, предотвращению распространения COVID-19 на производстве.

Так, в целях минимизации влияния на экономику Республики Беларусь мировой эпидемиологической ситуации Указом Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» нанимателям предоставлено право:

изменять существенные условия труда работника, за исключением уменьшения размера оплаты труда, в связи с обоснованными причинами неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, предупредив об этом работника письменно не позднее чем за 1 календарный день;

производить временный перевод, в том числе в другое структурное подразделение, к другому нанимателю в связи с производственной необходимостью, вызванной неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, а также для замещения отсутствующего работника без согласия работника на срок до 3 месяцев.

В целях обеспечения бесперебойного функционирования системы здравоохранения в условиях, связанных с инфекциями, Указом Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2020 г. № 131 «О материальном стимулировании работников здравоохранения» установлены ежемесячные надбавки медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с инфекциями.

В условиях преодоления негативных последствий эпидемиологической ситуации, вызванной инфекцией COVID-19, работники отдельных государственных учреждений, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, отделений круглосуточного пребывания территориальных центров социального обслуживания населения, были переведены в 2020 году на режим работы вахтовым методом для обеспечения снижения риска дальнейшего распространения инфекции. Для усиления социальной защищенности указанных работников и мотивации их труда принят Указ Президента Республики Беларусь от 18 мая 2020 г. № 169 «О материальном стимулировании работников организаций, оказывающих социальные услуги», которым предусмотрено установление стимулирующей выплаты — надбавки за работу в условиях преодоления негативных последствий эпидемиологической ситуации.

Указом Президента Республики Беларусь от 28 мая 2020 г. № 178 «О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан» установлены доплаты до размера минимальной заработной платы работникам (за исключением работников бюджетных организаций), не работавшим с 1 мая по 31 июля 2020 г в связи с простоем не по вине работника, а также работникам, которым в этот период устанавливалось по инициативе нанимателя неполное рабочее время. В отношении работников бюджетных организаций Указом Президента Республики Беларусь от 28 мая 2020 г. № 179 «Об оплате труда» установлено, что в аналогичных условиях их заработная плата составляет не менее величины минимальной заработной платы.

С целью исключения распространения коронавирусной инфекции осенью 2020 года были приняты дополнительные меры по сохранению занятости и предотвращению заражения работников на рабочих местах.

Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. №512 внесены изменения в Указ №143. В частности, нанимателям предоставлено право:

объявлять простой, вызванный неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, без ограничения общей продолжительности в течение календарного года. При этом нахождение работника в простое, общая продолжительность которого превышает суммарно шесть месяцев в течение календарного года, является уважительной причиной для досрочного расторжения по требованию работника срочного трудового договора (контракта) в период простоя;

предоставлять работнику с его согласия отпуск для нахождения в режиме самоизоляции в месте, которое определяется нанимателем. Продолжительность отпуска определяется по соглашению сторон трудового договора. За период отпуска работнику сохраняется заработная плата в размере не ниже установленной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, если иное не установлено коллективным договором, соглашением;

устанавливать при производстве работы вахтовым методом санитарам    (санитаркам)    и    няням    государственных    учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, продолжительность выполняемой ими работы сверх продолжительности рабочего времени по основной работе, не превышающую 900 часов в год;

включать в рабочий год, за который предоставляется трудовой отпуск, время предусмотренных законодательством отпусков без сохранения заработной платы, предоставляемых по инициативе нанимателя, без ограничения их продолжительности;

освобождать работника от работы в связи с его болезненным состоянием на срок до трех календарных дней суммарно в течение срока действия Указа № 143 без предоставления работником листка нетрудоспособности. Сохранение среднего заработка за период освобождения от работы может быть предусмотрено коллективным договором, иным локальным правовым актом организации, за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

Принимались и другие меры по минимизации рисков распространения COVID-19.

Были внесены коррективы и в организацию работы по охране труда.

С учетом эпидемиологической ситуации в 2020 году изменился формат проводимой в республике работы по обучению и повышению квалификации работников по вопросам охраны труда, пропаганде безопасных приемов и методов работы. Акцент сделан на проведение разъяснительной работы посредством участия в информационно-консультационных вебинарах, размещения информации на интернет-сайте органов государственного управления, средствах массовой информации.

С целью привлечения внимания общественности к вопросам охраны труда проводилась работа по размещению соответствующей социальной рекламы в виде плакатов, баннеров и лент-растяжек, в том числе на транспортных средствах. Использовались и другие способы ее размещения, в том числе путем трансляции роликов по охране труда по видеотерминалам общественного транспорта, телевидению, на электронно-информационных табло в местах массового пребывания граждан, а также в глобальной компьютерной сети Интернет.

В целях снижения риска распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, приняты постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2020 г. № 345 «О продлении срока действия удостоверений» и от 2 декабря 2020 г. № 687 «О документах, срок действия по которым продлевается», а также Минтруда и соцзащиты от 24 июня 2020 г. № 60 и от 11 декабря 2020 г. № 105, которыми продлен срок прохождения периодической проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций в комиссиях вышестоящих органов управления.

Учреждения образования активно внедряли дистанционные формы подготовки и повышения квалификации по вопросам охраны труда.

В целом работа по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, несмотря на риски связанные с распространением COVID-19, носила системный характер. Органами государственного управления обеспечено функционирование отраслевых и территориальных систем управления охраной труда, предусматривающих в том числе взаимодействие в области охраны труда с подчиненными организациями и организациями, расположенными на подведомственной территории.

Для оперативного оказания руководителям и специалистам организаций агропромышленного комплекса, организаций, выполняющих строительные и строительно-монтажные работы, а также в иных сферах деятельности практической и методической помощи в обеспечении безопасности труда при организации и проведении работ в 2020 году продолжили свою работу 136 мобильных групп, созданных местными органами власти. Ими проведено 11,6 тыс. обследований, в ходе которых нанимателям рекомендовано устранить более 126 тыс. недостатков в обеспечении безопасности работающих.

Продолжена практика такой формы профилактической работы как комплексное проведение мероприятий в рамках года безопасного труда с участием органов государственного управления, профсоюзов и организаций республики. Реализация в 2020 году Плана мероприятий по проведению в Республике Беларусь акции «Год безопасного труда в сельском хозяйстве» позволила по сравнению с 2019 годом уменьшить число работников сельскохозяйственных организаций, погибших на производстве, на 20 процентов.

В результате принятых заинтересованными мер в 2020 году снизился уровень производственного травматизма. Так, в результате несчастных случаев на производстве в 2020 году травмировано 1889 работающих против 2042 в 2019 году, из них погибло на производстве 139 человек (в 2019 году -141).

В 2020 году в результате несчастных случаев на производстве потеряно 72,9 тыс. человеко-дней (в 2019 году — 79,4). Выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили свыше 137 млн. рублей (в 2019 году — 126,5 млн. рублей). При этом более 90 процентов указанных выплат составляют ежемесячные страховые выплаты.

Суммарные затраты государства от производственного травматизма, составили 219,8 млн. рублей.

Вследствие несчастных случаев на производстве в 2020 году инвалидами признано 123 человека, 200 — установлен процент утраты трудоспособности без установления инвалидности.

Для дальнейшего снижения уровня производственного травматизма первоочередными задачами являются укрепление трудовой и производственной дисциплины в организациях, а также обеспечение эффективного контроля за ее соблюдением.

Обеспечение охраны труда — это повседневная работа, и только при наличии глубокого внутреннего убеждения руководителя организации, иных должностных лиц, работников в том, что это важный элемент культуры управления, который обязательно принесет свои дивиденды, можно вывести работу по охране труда на новый качественный уровень.

В последние годы организации стали больше уделять внимания внедрению новых форм и методов профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Использование положительного международного опыта в вопросах охраны труда несет в себе большой потенциал. Существенный положительный вклад в продвижение вопросов охраны труда вносит применение в организациях нашей страны принципов Концепции «Нулевого травматизма», разработанной Международной ассоциацией социального обеспечения (MACO).

На сегодняшний день создана развитая законодательная база в области охраны труда, которая позволяет организациям в полном объеме реализовать семь золотых правил Концепции «Нулевого травматизма» (Vision Zero).

Меры по обеспечению безопасного труда являются неотъемлемой частью общей системы управления организацией. Закон Республики Беларусь «Об охране труда» обязывает нанимателя разрабатывать, внедрять и поддерживать функционирование системы управления охраной труда.

Весь комплекс мероприятий в области охраны труда, от принятия законодательства и разработки систем управления охраной труда до государственного надзора и общественного контроля, направлен на решение одной главной задачи — сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Безопасные условия труда — это то, что безусловно должно быть создано на любом рабочем месте. Иногда этим пренебрегают из—за нерадивости и беспечности, иногда потому, что хотят сэкономить. Но если речь идет о жизни и здоровье людей, то экономия совершенно недопустима.

Яндекс.Метрика